Выбор региона: Россия
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Главная / Продукция / ГОСТы и СНиПы / Инструкция по наливу, сливу и перевозке сжиженных углеводородных газов в железнодорожных вагонах-цистернах /
5. Налив, перевозка и слив сжиженных углеводородных газов5.1. Общие положения5.1.1. Налив и слив сжиженных газов являются газоопасными работами и должны выполняться в соответствии с требованиями главы 9 «Правил безопасности в газовом хозяйстве», «Правил безопасности в нефтегазодобывающей промышленности», «Правил безопасности при эксплуатации газоперерабатывающих заводов», производственных инструкций и инструкций по технике безопасности. Налив и слив сжиженных газов разрешается производить только на специальной эстакаде из несгораемых материалов, принятой в эксплуатацию установленным порядком с участием представителей местных органов Госгортехнадзора. Эстакады должны быть оборудованы освещением во взрывобезопасном исполнении, обеспечивающим выполнение сливо-наливных операций круглосуточно. 5.1.2. У сливо-наливных эстакад должно быть соответствующее объему налива и слива путевое развитие, заводы-поставщики (изготовители) должны иметь приемо-отправочные пути, пути отстоя цистерн из расчета суточной отгрузки и эстакаду для осмотра и подготовки цистерн под налив. Для сливо-наливных устройств следует применять резинотканевые рукава класса Б (I) по ГОСТ 18698-73. 5.1.3. Цистерны до начала сливо-наливных операций должны быть закреплены на рельсовом пути специальными башмаками и заземлены. Выполнение сливо-наливных операций во время грозы запрещается. 5.1.4. В отличие от большинства жидкостей, объем которых при изменении температуры изменяется незначительно, жидкая фаза сжиженных газов довольно резко меняется по объему; для примера в таблице приведены данные по четырем продуктам. Увеличение объема 1 м3 жидкой фазы, находящейся в закрытом объеме, при повышении температуры, м3
При проверке перед сливом наличия в цистерне сжиженного газа из вентиля контроля уровня верхнего налива (маховик зеленого цвета), возможно, не будет выходить жидкая фаза, так как объем жидкости уменьшился с понижением ее температуры относительно температуры налива. 5.2. Налив5.2.1. В соответствии с «Правилами технической эксплуатации железных дорог Союза ССР» работники МПС должны провести технический осмотр цистерн перед подачей их на подъездные пути завода-поставщика (изготовителя), а в необходимых случаях и отремонтировать цистерны. Порядок и объем технического осмотра устанавливается МПС. 5.2.2. Цистерны перед наполнением сжиженным газом должны тщательно осматриваться работниками конторы сжиженного газа или товарно-транспортного пункта. Примечание: Должности ответственных лиц, участвующих в осмотре и приемке цистерн, устанавливаются в соответствии с существующей структурой управления и штатным расписанием контор сжиженного газа или товарно-транспортных пунктов и уточняются производственными инструкциями. При отгрузке до 3 тыс. т сжиженных газов в месяц все операции по осмотру перед наливом и отправке цистерн потребителю выполняют работники завода-поставщика (изготовителя) по доверенности объединения, а свыше 3 тыс. т - работники конторы сжиженного газа или товарно-транспортного пункта. 5.2.3. Запрещается налив цистерн, если: а) истек срок заводского и деповского ремонтов ходовых частей, профилактического ремонта арматуры, внутреннего осмотра и гидравлического испытания сосудов цистерн; б) отсутствует или неисправна предохранительная, запорная и контрольная арматура; в) нет установленных клейм, надписей и неясны трафареты; г) повреждены цилиндрическая часть сосуда или днища (трещины, вмятины, заметные изменения формы и т. д.); д) требуется окраска; е) сосуды цистерн заполнены неуглеводородными сжиженными газами и жидкостями; ж) остаточное избыточное давление паров продукта менее 0,5 кгс/см2 (для сжиженных газов, упругость паров которых в зимнее время может быть ниже 0,5 кгс/см2 остаточное избыточное давление устанавливается местной производственной инструкцией), кроме цистерн, наливаемых впервые или после ремонта. 5.2.4. Цистерны перед наполнением обязательно должны быть осмотрены представителями конторы сжиженного газа или товарно-транспортного пункта и завода-поставщика(изготовителя). 5.2.5. Результаты осмотра цистерн, признанных годными к наливу, должны быть занесены работниками конторы или товарно-транспортного пункта в специальный журнал осмотра цистерн перед наполнением, в котором должны быть следующие графы:
5.2.6. Перед наливом сжиженных газов в цистерны завод-поставщик (изготовитель) обязан удалить из емкости товарного склада выделившуюся из продукта (дренажную) воду. 5.2.7. После приемки цистерн, поданных под эстакаду, работники завода-поставщика (изготовителя) должны снять заглушки с угловых антилей 4, 9 и 6 (см. рис.2) и соединить сливо-наливные вентили (4 и 9) с трубопроводами жидкой фазы, а вентиль 6 - с трубопроводом паровой фазы эстакады. 5.2.8. Если при наливе цистерны обнаружена утечка продукта, налив должен быть прекращен, продукт слит, давление сброшено, а работники конторы сжиженного газа или товарно-транспортного пункта должны принять меры к выявлению и устранению неисправности цистерны. 5.2.9. В процессе налива необходимо вести постоянное наблюдение за уровнем газа в сосуде цистерны, открывая время от времени вентиль контроля уровня верхнего налива с маховиком зеленого цвета 2 (см. рис. 2). Налив вести до появления из вентиля жидкости. 5.2.10. Время налива всей партии вагонов-цистерн одной отправки на заводе-поставщике (изготовителе) с момента их приемки от конторы сжиженного газа или товарно-транспортного пункта не должно превышать 6 ч. 5.2.11. После окончания налива цистерны от завода-поставщика (изготовителя) принимает работник конторы сжиженного газа или товарно-транспортного пункта. 5.2.12. Из переполненных цистерн часть продукта должна быть слита, при этом, контролируя уровень налива, вентиль 3 следует держать открытым около 30 с во избежание получения искаженных показаний. В этом случае жидкость, задержавшаяся в трубке от предыдущего измерения, будет полностью удалена. 5.2.13. Максимальная степень наполнения цистерн сжиженными газами не должна превышать 85 % объема сосуда цистерны. 5.2.14. После проверки правильности наполнения сосуда цистерны работники завода-поставщика (изготовителя) должны закрыть сливо-наливные, уравнительный и контрольные вентили и отсоединить резинотканевые рукава, а работники конторы сжиженного газа илитоварно-транспортного пункта обязаны: а) проверить на герметичность запорную и предохранительную арматуру; б) заглушить сливо-наливные и уравнительный вентили и опломбировать их; в) навернуть заглушки на штуцеры контрольных и дренажного вентилей; г) закрыть арматуру колпаком и, закрепив его, опломбировать. Пломбирование сливо-наливных и уравнительного вентилей и колпака цистерны производить в соответствии с разделом 5 «Правил перевозок грузов» МПС. 5.2.15. Заводы-поставщики (изготовители) обязаны вести журнал наполнения, в котором должны быть следующие графы: а) дата наполнения; б) номер вагона-цистерны; в) наименование завода-изготовителя цистерны; г) регистрационный номер сосуда цистерны; д) емкость цистерны, м3; е) масса газа, т; ж) дата следующего внутреннего осмотра и гидравлического испытания сосуда цистерны; з) подпись ответственного лица завода-поставщика (изготовителя); и) подпись ответственного лица конторы или товарно-транспортного пункта, принявшего цистерну. 5.2.16. На каждую цистерну, наполненную сжиженным газом, завод-поставщик (изготовитель) выдает паспорт, удостоверяющий соответствие качества продукта требованиям госта или технических условий. Паспорт должен содержать: а) наименование завода-поставщика (изготовителя), его местонахождение или условное наименование, его товарный знак; б) наименование продукта и его марку; в) номер госта или технических условий; г) фракционный состав по ГОСТу или техническим условиям и фактический; д) дату проведения анализа; е) массу продукта, т; ж) температуру продукта, 0С; з) железнодорожный номер цистерны. При перевозке сжиженных газов маршрутами по одной накладной паспорт должен быть приложен не менее чем в пяти экземплярах. 5.2.17. Количество залитого в цистерну продукта определяется заводом-поставщиком (изготовителем). На количество залитого продукта, передаваемого заводом-поставщиком (изготовителем) конторе или товарно-транспортному пункту, составляется приемо-сдаточный акт. 5.3. Перевозка цистерн5.3.1. Цистерны, принятые от завода-поставщика (изготовителя) предъявляет к перевозке контора или товарно-транспортный пункт, которые должны представить станции отправления накладную на каждую цистерну. В местном сообщении по одной накладной могут приниматься к перевозке также и группы вагонов в порядке, устанавливаемом начальником дороги. 5.3.2. Накладная является основным перевозочным документом. Все требуемые бланком накладной сведения должны быть внесены в соответствующие графы конторой или товарно-транспортным пунктом, руководствуясь разделом 6 «Правил перевозок грузов» МПС. Никакие подчистки и помарки в накладной не допускаются. В случае изменения сведений, внесенных в накладную, необходимо заполнить новый бланк накладной. 5.3.3. Время приема цистерн к перевозке удостоверяется календарным штемпелем станции на накладной. В удостоверение приема цистерн к перевозке станция отправления выдает конторе или товарно-транспортному пункту квитанцию о приеме груза. 5.3.4. Железные дороги обязаны обеспечить продвижение как груженых, так и порожних цистерн в сроки, указанные в разделе 14 «Правил перевозок грузов» МПС. 5.3.5. Цистерна с обнаруженной неисправностью, из-за которой она не может следовать по назначению, отцепляется от поезда и отводится на отдельный путь в безопасное место. При неисправности сосуда цистерны, а также при повреждении в результате крушения или аварии начальник станции уведомляет телеграфно грузоотправителя через начальника станции отправления о характере и причине неисправности. 5.3.6. В случае неисправности цистерны составляется технический акт по форме ВУ-25 или ВУ-25а (приложения 1, 2) в зависимости от повреждения. В акте указываются: вид неисправности и причины ее возникновения, принятые меры по устранению неисправности, а также возможность дальнейшего следования цистерны. Копия акта прилагается к перевозочным документам. 5.4. Слив и пересылка порожних цистерн5.4.1. Ответственность за сохранность цистерн во время пребывания под сливом возлагается на грузополучателя. 5.4.2. Грузополучатель, получив от железной дороги уведомление о прибытии на станцию назначения цистерн с сжиженными газами, обязан до их приема проверить: а) соответствие фактического номера вагона-цистерны номеру, указанному в накладной и паспорте; б) отсутствие повреждений сосуда цистерны (вмятины, трещины и т.п.), а в случае их обнаружения потребовать от железной дороги технический акт по форме ВУ-25 или ВУ-25а (приложения 1, 2); в) наличие пломбы на предохранительном колпаке цистерны. Приняв цистерны, грузополучатель проверяет:
Решение о возможности слива цистерны с повреждениями сосуда и неисправной сливо-наливной арматурой принимает грузополучатель. 5.4.3. Осмотр, прием и слив сжиженных газов из цистерн осуществляется лицами, назначенными приказом по предприятию. 5.4.4. Для слива сжиженных газов из цистерн пользуются теми же вентилями 4, 9 и 6 (см. рис. 2), что и для наполнения, в порядке, предусмотренном в 5.2.6. настоящей Инструкции. 5.4.5. Время простоя всей партии цистерн одной отправки у грузополучателя не должно превышать 24 ч с момента их прибытия на станцию назначения и до момента возвращения на станцию. 5.4.6. После окончания слива сжиженного газа из цистерны, что устанавливается по прекращению появления жидкости из вентиля контроля слива 10 (см. рис. 2), необходимо через угловой вентиль откачать из сосуда цистерны паровую фазу до избыточного давления 0,7 кгс/см2. 5.4.7. После слива грузополучатель обязан протереть до ясной видимости знаки и надписи (трафареты) на сосуде цистерны. 5.4.8. Грузополучатель несет материальную ответственность, на основании «Устава железных дорог Союза ССР» за повреждение цистерны или утрату колпака, заглушек вентилей, болтов и других съемных деталей, произошедших по вине грузополучателя. 5.4.9. Порожние цистерны направляются на станцию приписки по полным перевозочным документам. Накладные на порожние цистерны составляет грузополучатель, который обязан в графе «Наименование груза» указать:
Давление в сосуде цистерны 0,7 кгс/см2». В верхней части накладной необходимо проставить штемпеля, предусмотренные для груженых цистерн. 29 Мая 2012 г. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||