наверх
Заказать обратный звонок

МЕНЮ

8-800-200-0358
 
  Газовое
оборудование
   Оборудование
для сжиженных
углеводородных
газов
    Резервуары
и технологическое оборудование
    Котельное
оборудование
 
 
 
 
 

Новости

СУГ залили российский рынок: цены и проблемы утилизации

Сжиженные углеводородные газы (СУГ), которые являются одним из трех ключевых видов сырья для производства моноэтиленгликоля (МЭГ), с начала года становятся востребованными на пиролизах в России.
02 Ноября 2022 г.

Новым игрокам рынка СУГ предстоит найти баланс

Мировой рынок сжиженных углеводородных газов (СУГ) после ограничений экспорта из России постепенно перестраивается под новых поставщиков. Так, Европу активно занимает продукция из США, объемы которой за восемь месяцев уже превысили 4 млн тонн.
18 Октября 2022 г.

Сборка шаровых резервуаров для хранения СУГ

На Амурском газоперерабатывающем заводе "Газпрома" продолжается монтаж шаровых резервуаров для хранения сжиженных углеводородных газов (СУГ)
10 Октября 2022 г.

Статьи

Особенности изготовления и монтажа сферических резервуаров для хранения сжиженного газа

Сферические резервуары, или как их еще называют шаровые резервуары, являются наиболее удобной формой для хранения сжиженного газа при высоких давлениях (до 2,0 МПа) и больших объемов
07 Августа 2022 г.

Криогенные резервуары

Это цилиндрические резервуары (вертикальные или горизонтальные) объемом до 250 м3 и сферические ― объемом 1440 м3.
15 Апреля 2022 г.

СУГ в качестве резервного топлива котельных

Получение синтетического природного газа SNG и сжиженного углеводородного газа СУГ при помощи смесительных установок Metan для резервного газоснабжения котельных
12 Февраля 2022 г.

ГОСТы и СНиПы

ТУ 4859-004-12261875-2013. Насосно-счетная установка Vortex. Технические условия


08 Июня 2017 г.

Газы углеводородные сжиженные топливные. ГОСТ Р 52087-2003


26 Апреля 2017 г.

ВНТП 51-1-88 Ведомственные нормы на проектирование установок по производству и хранению сжиженного природного газа, изотермических хранилищ и газозаправочных станций (временные)


20 Февраля 2017 г.

Фотогалерея

Отгрузка испарительной установки мощностью 400 кг./час

Отгрузка испарительной установки мощностью 400 кг./час


17 Ноября 2022 г.

Изготовление и отгрузка ГРПШ под сжиженный углеводородный газ

Изготовление и отгрузка ГРПШ под сжиженный углеводородный газ


01 Ноября 2022 г.

Отгрузка испарительной установки мощностью 40кг/час

Отгрузка испарительной установки мощностью 40кг/час


18 Октября 2022 г.

 
Версия для печати

7. Эксплуатация насосов и компрессоров, перекачивающих СУГ

7.1. Общие указания

7.1.1. В помещении насосно-компрессорного отделения или у насосов и компрессоров, установленных на открытой площадке, на видном месте вывешиваются:

– производственная инструкция;

– инструкция по технике безопасности;

– схема отключения арматуры при возможных авариях (снаружи здания и внутри);

– план локализации и ликвидации аварий;

– план эвакуации людей при аварии;

– схема обвязки компрессоров и насосов и соединение их с резервуарами базы хранения СУГ, железнодорожной эстакадой, наполнительным отделением, колонками для наполнения и слива газа из автоцистерн и заправки газобаллонных автомобилей. Кроме этого, инструкции выдаются обслуживающему персоналу.

7.1.2. При эксплуатации насосно-компрессорного оборудования осуществляются следующие производственные операции:

– слив-налив СУГ из железнодорожных цистерн;

– подача СУГ из резервуаров базы хранения на наполнение баллонов, автоцистерн и заправку газобаллонных автомобилей;

– внутрибазовые перекачки СУГ.

7.1.3. Эксплуатация насосов и компрессоров допускается при температурах окружающего воздуха, указанных в эксплуатационных документах.

7.1.4. Персонал насосно-компрессорного отделения непосредственно подчиняется мастеру участка слива-налива и выполняет его указания и распоряжения.

7.1.5. Персонал насосно-компрессорного отделения в период работы должен поддерживать связь с персоналом сливной эстакады, базы хранения СУГ и наполнительного отделения.

7.1.6. Перед пуском насосно-компрессорного оборудования с местного щита управления персоналом отдается предупредительный сигнал персоналу участка слива-налива о его пуске и только после получения ответного сигнала, подтверждающего их готовность и разрешающего пуск, включаются двигатели насосов и компрессоров.

Непосредственно перед пуском включается предупредительный сигнал для обслуживающего персонала. Запрещается работа насосов и компрессоров при неисправной или выключенной вентиляции или электроэнергии, при наличии в помещении концентрации газа, превышающей 10 % нижнего концентрационного предела взрываемости.

7.1.7. Персонал насосно-компрессорного отделения следит за герметичностью компрессоров и насосов, арматуры и газопроводов. Утечки СУГ в сальниках компрессоров, задвижек, в торцовых уплотнениях насосов и в соединениях газопроводов немедленно устраняются, для чего компрессоры и насосы должны быть остановлены.

7.1.8. После останова оборудования из-за нагрева деталей и узлов, сильных механических и гидравлических ударов, из-за внезапной сильной перегрузки, аварии и других случаев неполадок запрещается пускать оборудование без проверки состояния соответствующих узлов и деталей, подвергшихся перегрузке.

После останова компрессора или насоса запорная арматура на всасывающей и нагнетательной линиях закрывается.

7.1.9. Аварийный останов насосно-компрессорного оборудования должен быть осуществлен немедленно без разгрузки оборудования. После аварийного останова необходимо немедленно закрыть запорную арматуру на газопроводах, соединяющих оборудование с коллекторами и сбросить давление по всей системе.

7.1.10. При переключении с работающего компрессора или насоса на резервный проверяется правильность открытия соответствующих задвижек и подготовленность резервного компрессора или насоса к пуску.

7.1.11. Вывод компрессоров и насосов из рабочего режима в резерв производится согласно производственной инструкции.

7.1.12. Техническое обслуживание компрессоров и насосов осуществляется ежесменно (во время работы) персоналом отделения и ежемесячно эксплуатационно-ремонтным персоналом под руководством и при непосредственном участии мастера участка слива-налива и обслуживающего персонала.

7.1.13. Текущий ремонт насосно-компрессорного оборудования включает в себя операции технического обслуживания, а также частичную разборку оборудования с ремонтом и заменой быстроизнашивающихся частей и деталей.

7.1.14. Текущий ремонт насосов и компрессоров насосно-компрессорного отделения производится при условии строгого соблюдения правил техники безопасности: пол и фундамент должны застилаться резиновыми ковриками, всасывающие и нагнетательные газопроводы должны быть заглушены, насос или компрессор дегазирован, работы производить обмедненным инструментом. Ремонтная бригада должна быть специально проинструктирована о поведении в условиях работающего насосно-компрессорного отделения.

7.1.15. При остановах на ремонт насосно-компрессорного оборудования отключение от действующих газопроводов осуществляется путем установки заглушек в соответствии с технологической схемой, работа остальных компрессоров и насосов прекращается.

7.1.16. В случае появления неисправностей до наступления срока ремонта по графику производится внеплановый ремонт.

После ремонта и монтажа компрессор или насос обкатывается вхолостую и испытывается герметичность воздухом или инертным газом при рабочем давлении.

После устранения обнаруженных неплотностей компрессор или насос снова заполняется воздухом и оставляется под рабочим давлением на 12 ч. За этот период давление не должно снизиться более предусмотренного нормативной документацией.

7.2. Пуск и останов компрессоров

7.2.1. Перед пуском компрессора необходимо:

– проверить температуру воздуха в помещении, которая должна быть не ниже 10°С (при использовании компрессора с водяным охлаждением);

– за 15 минут до начала работы включить вентиляцию и проверить степень загазованности помещения;

– выяснить (по журналу) причины предыдущего останова компрессора, если останов произошел вследствие какой-либо неисправности, убедиться, что эта неисправность устранена;

– проверить исправность и герметичность оборудования, арматуры и газопроводов СУГ;

– проверить исправность предохранительных клапанов, а также пусковых и заземляющих устройств;

– проверить исправность манометров;

– проверить наличие и исправность ограждений;

– убедиться в отсутствии посторонних предметов, мешающих работе;

– проверить и подтянуть фундаментные болты;

– провернуть вручную коленчатый вал;

– проверить наличие масла в картере;

– пустить воду в охлаждающую рубашку;

– убедиться, что вентили на всасывающем и нагнетательном патрубках компрессора закрыты, после чего открыть задвижки на нагнетательном и всасывающем коллекторах гребенки;

– включить электродвигатель.

7.2.2. Пуск компрессора производится согласно инструкции завода-изготовителя и производственной инструкции.

7.2.3. После включения электродвигателя компрессора необходимо:

– убедиться в правильном вращении вала;

– открыть вентиль на обводной линии (байпас);

– при достижении нормальной частоты вращения открыть вентиль на нагнетательном патрубке компрессора, быстро закрыть вентиль на байпасе и медленно открыть вентиль на всасывающем патрубке компрессора.

Запрещается эксплуатировать оборудование насосно-компрессорного отделения при выявлении несоответствия требованиям, указанным в п. 7.2.1.

7.2.4. Причинами немедленного останова компрессора могут служить:

– повышение температуры на нагнетательной линии;

– появление стука и вибрации, повышение температуры частей компрессора или электродвигателя;

– при попадании в компрессор капель СУГ;

– при снижении или превышении нормального уровня масла или понижении давления масла, повышение температуры масла;

– при срабатывании автоматической блокировки;

– при внезапном падении напора на всасывающей или нагнетательной линии более, чем на 10% или при резком повышении давления на линиях всасывания и нагнетания;

– при выходе из строя электропривода пусковой арматуры;

– при выходе из строя КИП и невозможности замены их на работающем оборудовании;

– при аварии;

– при выходе из строя элементов компрессора;

– при утечке СУГ в какой-либо части компрессора и неисправной арматуре.

7.2.5. Для останова компрессора необходимо:

– отключить электродвигатель компрессора;

– закрыть запорный вентиль на всасывающем патрубке компрессора;

– после прекращения вращения вала закрыть запорный вентиль на нагнетательном патрубке компрессора;

– прекратить подачу воды в охлаждающую рубашку;

– закрыть краны на всасывающем и нагнетательном коллекторах гребенки;

– при длительном останове компрессора слить воду из охлаждающей рубашки.

Обнаруженные недостатки устраняются.

7.3. Техническое обслуживание компрессоров

7.3.1. Ежесменно выполняются следующие работы:

– осмотр компрессоров, запорной и предохранительной арматуры газопроводов, КИП и автоматики с целью выявления неисправностей;

– контроль за утечками СУГ в сальниках компрессоров, арматуры, газопроводах;

– очистка компрессоров и КИП от пыли и загрязнений, проверка наличия и исправности заземления, креплений и состояния фундаментов;

– контроль за отсутствием вибрации и посторонних шумов, температурой охлаждающей воды. Температура воды не должна превышать 35°С во избежание быстрого образования осадка минеральных солей на стенках рубашки цилиндра компрессора. Подача охлаждающей воды в перегретый компрессор не допускается, так как это приведет к заеданию поршня и разрыву цилиндра;

– проверка исправности доступных для осмотра движущих частей;

– контроль за исправным состоянием и правильным положением запорной арматуры и предохранительных клапанов;

– контроль за работой компрессора;

– отключение неисправных элементов технологической системы;

– проверка защиты клиновидных ремней передач для привода от попадания на них масла, воды и других веществ, отрицательно влияющих на их прочность и передачу усилий, соответствия требованиям ГОСТ 12.1.018 по статической искробезопасности;

– проверка правильности показания манометра (проверять не реже одного раза в сутки путем кратковременного выключения с помощью трехходового крана, при этом стрелка манометра должна остановиться на «0»);

– контроль по манометру за давлением и по термометру за температурой СУГ на линии всасывания и нагнетания. При резком повышении давления или при увеличении давления выше допустимого уровня компрессор должен быть остановлен. Давление СУГ в нагнетательном газопроводе не должно превышать давления конденсации паров СУГ при температуре нагнетания и быть выше 1,6 МПа;

– контроль за уровнем конденсата в отделителе жидкости и своевременный слив его в резервуар для слива неиспарившихся остатков;

– контроль за уровнем масла в картере по указателю уровня, за давлением по манометру, а также за температурой и чистотой масла;

– контроль за нормальным охлаждением подшипников, сальников, цилиндров компрессора не реже 1 раза в час. Не допускается перегрев подшипников выше 60°С;

– проверка работы сальников. Нормальная работа сальника характеризуется незначительным пропуском масла по валу (не более одной капли в течение 3 мин).

7.3.2. При выявлении неисправностей в процессе работы компрессора следует отключить его и силами персонала выполнить следующие работы:

– при повышении температуры на линии нагнетания следует осмотреть клапаны и заменить пластину; разобрать, осмотреть и настроить предохранительный клапан и заменить прокладки; спрессовать гильзы, заменить прокладки под гильзами или под всасывающим клапаном; промыть всасывающий фильтр;

– при понижении давления масла проверить маслопровод; подложить шайбу под пружину клапана; промыть фильтры.

7.3.3. Причинами повышенного нагрева частей, вибрации и появления стука в работающем компрессоре могут служить:

– недостаточная подача масла или его загрязнение;

– длительная работа через байпас;

– загрязнение водяной рубашки компрессора отложениями;

– плохо пригнанные, не приработанные подшипники или сальники;

– нарушение зеркальной поверхности цилиндров;

– разрыв пластин в нагнетательном или всасывающем клапанах;

– ослабление затяжки шатунных болтов;

– предельный износ подшипников и поршневых пальцев;

– ослабление соединения маховика компрессора с валом;

– поломка всасывающего клапана;

– ослабление буферной пружины;

– прекращение поступления смазки на трущиеся детали;

– попадание капель СУГ в компрессор.

7.3.4. В случаях появления стука его устраняет эксплуатационно-ремонтный персонал с участием обслуживающего персонала, при этом следует:

– увеличить толщину прокладки под гильзой, подтянуть гайки на корпусе всасывающего или нагнетательного клапанов и застопорить их;

– проверить высоту подъема всасывающего клапана и заменить пластину;

– заменить изношенные вкладыши нижней головки шатунов;

– проверить натяг буферных пружин и заменить ослабленные пружины;

– проверить, затянуть и застопорить шатунные болты.

7.3.5. При останове компрессора из-за попадания в него капель СУГ следует быстро закрыть задвижку на всасывающей линии и продуть ее паровой фазой СУГ, после чего произвести пуск компрессора заново. При прекращении поступления смазки на трущиеся детали следует добавить масло или прочистить фильтр и масляный насос, если они засорены.

7.3.6. При обслуживании компрессоров особое внимание уделяется их смазке и состоянию трущихся частей. Нормальный уровень масла в картере компрессора - 3/4 масломерного стекла. Избыточное давление масла в маслопроводе и давление масла в картере должно соответствовать инструкции по эксплуатации завода-изготовителя.

7.3.7. Для нормальной работы масляной системы необходимо регулярно прочищать масляный фильтр. Перед заливкой масла картер следует тщательно очищать от грязи.

7.3.8. Замена масла в масляной системе компрессора производится в сроки, указанные в паспорте на компрессор.

7.3.9. Смазку компрессоров можно производить только смазочными маслами, предусмотренными заводской инструкцией.

7.3.10. Смазочное масло должно храниться в специальных бачках с крышками и ручками или расфасованным в специальной таре в количестве не более суточной потребности.

7.3.11. При техническом обслуживании компрессора ежемесячно, кроме работ, проводимых при ежесменном обслуживании, проводятся следующие работы:

– осмотр охлаждающей рубашки компрессора и очистка ее от осадков или накипи (при необходимости).

Осадки и ил удаляются при помощи содового раствора (одна часть соды на три части воды). Компрессор останавливают, сливают воду, заполняют рубашку очищающим раствором и через 8-12 ч полости тщательно промывают водой. Накипь удаляют таким же образом, но для очистки берут водный раствор соляной кислоты (одна часть соляной кислоты на три части воды).

– подтяжка болтов.

7.4. Текущий и капитальный ремонты компрессоров

7.4.1. Текущий ремонт компрессора производится в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя, но не позднее, чем через 5000 ч работы компрессора.

7.4.2. При текущем ремонте компрессора, кроме работ, производимых при техническом обслуживании, выполняются следующие работы:

– вскрытие крышек цилиндров, очистка цилиндров, поршней от нагара, частичная замена поршневых колец, проверка износа поршневых колец, поршней, штоков, цилиндров;

– проверка шеек коленчатого вала на конусность и эллипсность, при необходимости их проточка и шлифовка;

– проверка состояния и при необходимости шабровка подшипников нижней головки шатуна;

– проверка и при необходимости замена роликовых подшипников;

– регулировка «вредных пространств» и зазоров между сопрягаемыми частями с доведением их до размеров, предусмотренных инструкцией завода-изготовителя;

– ремонт маслоподачи, чистка и промывка картера, полная замена масла, перенабивка и ремонт сальников и предсальников;

– замена резиновых уплотнений и паронитовых прокладок;

– ремонт или замена запорной арматуры и предохранительных клапанов;

– проверка и ремонт всех болтовых соединений, их шплинтовка;

– ремонт или замена всасывающих и нагнетательных клапанов;

– осмотр и проверка электрооборудования.

7.4.3. Капитальный ремонт производится в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя, но не реже, чем через 27000 ч работы компрессора.

7.5. Пуск и останов насосов

7.5.1. Пуск насоса производится согласно инструкции завода-изготовителя, при этом перед пуском насоса необходимо:

– выполнить операции, указанные в подразделе 7.2;

– провернуть вручную ротор насоса;

– открыть вентиль на всасывающей линии насоса (вентиль на нагнетающем трубопроводе должен быть закрыт);

– залить насос жидкой фазой СУГ, открыть вентиль на байпасе;

– включить электродвигатель;

– открыть вентиль на нагнетательном газопроводе и следить за показанием манометра;

– по достижении требуемого напора на нагнетании закрыть вентиль на байпасе.

7.5.2. Немедленный останов насоса производится в следующих случаях:

– при утечке СУГ в какой-либо части насоса и неисправной запорной арматуре;

– при вибрации насоса или при характерном стуке;

– при повышении температуры торцового уплотнения или электродвигателя;

– при выходе из строя элементов насоса;

– при выходе из строя подшипников и сальниковых уплотнений;

– при выходе из строя электропривода пусковой арматуры;

– при выходе из строя КИП и невозможности замены их на работающем оборудовании;

– при аварии;

– при повышении или понижении установленного паспортом давления во всасывающем и нагнетательном газопроводах;

– при перегрузке двигателя;

– при внезапном падении напора на нагнетании более чем на 10%;

– при отклонении рабочих параметров от предельно допустимых и при несрабатывании в этом случае блокировок системы автоматизации.

7.5.3. Останов насоса производится согласно инструкции завода-изготовителя, при этом для останова насоса необходимо:

– отключить электродвигатель;

– открыть задвижку на байпасе;

– закрыть задвижку на нагнетательном трубопроводе;

– закрыть задвижку на всасывающей линии насоса, а также все задвижки и вентили, которые были открыты во время работы насоса.

7.6. Техническое обслуживание насосов

7.6.1. Ежесменно выполняются следующие работы:

– осмотр насосов, запорной и предохранительной арматуры, газопроводов, КИП и автоматики с целью выявления неисправностей;

– контроль за работой насоса;

– контроль за температурой электродвигателя, подшипников и торцевого уплотнения;

– контроль за утечками СУГ в сальниках, торцевых уплотнениях насоса, арматуре, газопроводах;

– контроль по манометру за давлением на всасывающей и нагнетательной линиях;

– проверка герметичности торцевого уплотнения и фланцевых соединений с арматурой;

– контроль за отсутствием вибрации и посторонних шумов (стуков);

– очистка насосов и КИП от пыли и загрязнений, проверка наличия и исправности заземлений, креплений и состоянием фундаментов;

– контроль за исправным состоянием и правильным положением запорной арматуры и предохранительных клапанов;

– отключение неисправных элементов технологической системы;

– контроль правильности показаний манометров (проверять не реже одного раза в сутки путем кратковременного выключения с помощью трехходового крана, при этом стрелка манометра должна остановиться на «0»);

–за защитой клиноременных передач для привода насоса от попадания на них масла, воды и других веществ, отрицательно влияющих на прочность и передачу усилий и за соответствием требованиям ГОСТ 12.1.018 по статической искробезопасности.

7.6.2. Причинами срыва работы насоса может быть резкое падение давления на всасывающей линии насоса, вызванное:

– при большой производительности насоса, когда увеличиваются скорости движения жидкости, и в подающем к насосу трубопроводе происходит падение давления и вскипание жидкости;

– при малой производительности насоса вследствие усиленного парообразования жидкости в насосе, вызванного резким повышением температуры из-за внутренних потерь тепла.

Во избежание срыва работы насоса при большой производительности следует повышать давление на всасывающей линии созданием избыточного давления в резервуаре на 0,1-0,2 МПа выше упругости паров перекачиваемого газа путем нагнетания паров компрессором. При этом давление в резервуаре не должно превышать расчетное давление.

7.6.3. Срыв работы насоса при их малой производительности предотвращается частичным открытием задвижки на байпасе.

7.6.4. В процессе работы насоса следует отключать его при обнаружении вышеуказанных неисправностей и силами персонала выполнить следующие работы:

– при отказе запуска электродвигателя в работу следует заменить предохранители, устранить неисправности в кабеле и его соединениях;

– при отсутствии всасывания насоса следует остановить насос и залить его жидкой фазой СУГ полностью, при необходимости, приоткрыть вентиль на сбросном трубопроводе;

– проверить состояние фильтра на всасывании, очистить или заменить его, увеличить давление СУГ в расходном резервуаре;

– при недостаточном напоре следует прикрыть задвижку на нагнетательной или обводной линии;

– при нарушении уплотнений и утечке СУГ следует отрегулировать давление на входе в насос, заменить торцовое уплотнение и резиновые кольца;

– при появлении вибрации и отдельных стуков следует проверить работу насоса, произвести подтяжку креплений агрегатов и трубопровода, устранить механические повреждения.

7.6.5. Техническое обслуживание насоса производится ремонтно-эксплуатационным персоналом:

– через 300 часов - осмотр, очистка от грязи, добавка смазки;

– через 2000 часов - осмотр и замена при необходимости колец торцового уплотнения, добавка смазки, осмотр и промывка фильтра.

7.7. Текущий и капитальный ремонты насосов

7.7.1. Текущий и капитальный ремонт насоса должен производиться регулярно в сроки, предусмотренные графиками ремонтов, но не реже: текущий ремонт - через 3500 часов, капитальный - через 6500 часов работы насоса.

7.7.2. При текущем ремонте насоса, кроме работ, производимых при техническом обслуживании, выполняются следующие:

– осмотр и проверка электрооборудования;

– извлечение ротора и осмотр внутренних поверхностей корпуса;

– ремонт или частичная замена дисков;

– шлифовка шеек вала, его правка (при необходимости);

– замена уплотнительных колец;

– балансировка ротора (при необходимости);

– замена прокладок;

– ремонт, перенабивка и замена сальниковых уплотнений;

– замена подшипников (при необходимости);

– ремонт и замена запорной арматуры и предохранительных клапанов;

– ремонт и замена болтовых соединений и их шплинтовка.

<< назад / в начало / вперед >>

26 Февраля 2013 г.