Выбор региона: Россия
![]() ![]() |
|
||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
Главная / Продукция / ГОСТы и СНиПы / ОСТ 153-39.3-052-2003 Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Газонаполнительные станции и пункты. Склады бытовых баллонов. Автозаправочные станции /
7. Эксплуатация насосов и компрессоров, перекачивающих СУГ7.1. Общие указания7.1.1. В помещении насосно-компрессорного отделения или у насосов и компрессоров, установленных на открытой площадке, на видном месте вывешиваются: – производственная инструкция; – инструкция по технике безопасности; – схема отключения арматуры при возможных авариях (снаружи здания и внутри); – план локализации и ликвидации аварий; – план эвакуации людей при аварии; – схема обвязки компрессоров и насосов и соединение их с резервуарами базы хранения СУГ, железнодорожной эстакадой, наполнительным отделением, колонками для наполнения и слива газа из автоцистерн и заправки газобаллонных автомобилей. Кроме этого, инструкции выдаются обслуживающему персоналу. 7.1.2. При эксплуатации насосно-компрессорного оборудования осуществляются следующие производственные операции: – слив-налив СУГ из железнодорожных цистерн; – подача СУГ из резервуаров базы хранения на наполнение баллонов, автоцистерн и заправку газобаллонных автомобилей; – внутрибазовые перекачки СУГ. 7.1.3. Эксплуатация насосов и компрессоров допускается при температурах окружающего воздуха, указанных в эксплуатационных документах. 7.1.4. Персонал насосно-компрессорного отделения непосредственно подчиняется мастеру участка слива-налива и выполняет его указания и распоряжения. 7.1.5. Персонал насосно-компрессорного отделения в период работы должен поддерживать связь с персоналом сливной эстакады, базы хранения СУГ и наполнительного отделения. 7.1.6. Перед пуском насосно-компрессорного оборудования с местного щита управления персоналом отдается предупредительный сигнал персоналу участка слива-налива о его пуске и только после получения ответного сигнала, подтверждающего их готовность и разрешающего пуск, включаются двигатели насосов и компрессоров. Непосредственно перед пуском включается предупредительный сигнал для обслуживающего персонала. Запрещается работа насосов и компрессоров при неисправной или выключенной вентиляции или электроэнергии, при наличии в помещении концентрации газа, превышающей 10 % нижнего концентрационного предела взрываемости. 7.1.7. Персонал насосно-компрессорного отделения следит за герметичностью компрессоров и насосов, арматуры и газопроводов. Утечки СУГ в сальниках компрессоров, задвижек, в торцовых уплотнениях насосов и в соединениях газопроводов немедленно устраняются, для чего компрессоры и насосы должны быть остановлены. 7.1.8. После останова оборудования из-за нагрева деталей и узлов, сильных механических и гидравлических ударов, из-за внезапной сильной перегрузки, аварии и других случаев неполадок запрещается пускать оборудование без проверки состояния соответствующих узлов и деталей, подвергшихся перегрузке. После останова компрессора или насоса запорная арматура на всасывающей и нагнетательной линиях закрывается. 7.1.9. Аварийный останов насосно-компрессорного оборудования должен быть осуществлен немедленно без разгрузки оборудования. После аварийного останова необходимо немедленно закрыть запорную арматуру на газопроводах, соединяющих оборудование с коллекторами и сбросить давление по всей системе. 7.1.10. При переключении с работающего компрессора или насоса на резервный проверяется правильность открытия соответствующих задвижек и подготовленность резервного компрессора или насоса к пуску. 7.1.11. Вывод компрессоров и насосов из рабочего режима в резерв производится согласно производственной инструкции. 7.1.12. Техническое обслуживание компрессоров и насосов осуществляется ежесменно (во время работы) персоналом отделения и ежемесячно эксплуатационно-ремонтным персоналом под руководством и при непосредственном участии мастера участка слива-налива и обслуживающего персонала. 7.1.13. Текущий ремонт насосно-компрессорного оборудования включает в себя операции технического обслуживания, а также частичную разборку оборудования с ремонтом и заменой быстроизнашивающихся частей и деталей. 7.1.14. Текущий ремонт насосов и компрессоров насосно-компрессорного отделения производится при условии строгого соблюдения правил техники безопасности: пол и фундамент должны застилаться резиновыми ковриками, всасывающие и нагнетательные газопроводы должны быть заглушены, насос или компрессор дегазирован, работы производить обмедненным инструментом. Ремонтная бригада должна быть специально проинструктирована о поведении в условиях работающего насосно-компрессорного отделения. 7.1.15. При остановах на ремонт насосно-компрессорного оборудования отключение от действующих газопроводов осуществляется путем установки заглушек в соответствии с технологической схемой, работа остальных компрессоров и насосов прекращается. 7.1.16. В случае появления неисправностей до наступления срока ремонта по графику производится внеплановый ремонт. После ремонта и монтажа компрессор или насос обкатывается вхолостую и испытывается герметичность воздухом или инертным газом при рабочем давлении. После устранения обнаруженных неплотностей компрессор или насос снова заполняется воздухом и оставляется под рабочим давлением на 12 ч. За этот период давление не должно снизиться более предусмотренного нормативной документацией. 7.2. Пуск и останов компрессоров7.2.1. Перед пуском компрессора необходимо: – проверить температуру воздуха в помещении, которая должна быть не ниже 10°С (при использовании компрессора с водяным охлаждением); – за 15 минут до начала работы включить вентиляцию и проверить степень загазованности помещения; – выяснить (по журналу) причины предыдущего останова компрессора, если останов произошел вследствие какой-либо неисправности, убедиться, что эта неисправность устранена; – проверить исправность и герметичность оборудования, арматуры и газопроводов СУГ; – проверить исправность предохранительных клапанов, а также пусковых и заземляющих устройств; – проверить исправность манометров; – проверить наличие и исправность ограждений; – убедиться в отсутствии посторонних предметов, мешающих работе; – проверить и подтянуть фундаментные болты; – провернуть вручную коленчатый вал; – проверить наличие масла в картере; – пустить воду в охлаждающую рубашку; – убедиться, что вентили на всасывающем и нагнетательном патрубках компрессора закрыты, после чего открыть задвижки на нагнетательном и всасывающем коллекторах гребенки; – включить электродвигатель. 7.2.2. Пуск компрессора производится согласно инструкции завода-изготовителя и производственной инструкции. 7.2.3. После включения электродвигателя компрессора необходимо: – убедиться в правильном вращении вала; – открыть вентиль на обводной линии (байпас); – при достижении нормальной частоты вращения открыть вентиль на нагнетательном патрубке компрессора, быстро закрыть вентиль на байпасе и медленно открыть вентиль на всасывающем патрубке компрессора. Запрещается эксплуатировать оборудование насосно-компрессорного отделения при выявлении несоответствия требованиям, указанным в п. 7.2.1. 7.2.4. Причинами немедленного останова компрессора могут служить: – повышение температуры на нагнетательной линии; – появление стука и вибрации, повышение температуры частей компрессора или электродвигателя; – при попадании в компрессор капель СУГ; – при снижении или превышении нормального уровня масла или понижении давления масла, повышение температуры масла; – при срабатывании автоматической блокировки; – при внезапном падении напора на всасывающей или нагнетательной линии более, чем на 10% или при резком повышении давления на линиях всасывания и нагнетания; – при выходе из строя электропривода пусковой арматуры; – при выходе из строя КИП и невозможности замены их на работающем оборудовании; – при аварии; – при выходе из строя элементов компрессора; – при утечке СУГ в какой-либо части компрессора и неисправной арматуре. 7.2.5. Для останова компрессора необходимо: – отключить электродвигатель компрессора; – закрыть запорный вентиль на всасывающем патрубке компрессора; – после прекращения вращения вала закрыть запорный вентиль на нагнетательном патрубке компрессора; – прекратить подачу воды в охлаждающую рубашку; – закрыть краны на всасывающем и нагнетательном коллекторах гребенки; – при длительном останове компрессора слить воду из охлаждающей рубашки. Обнаруженные недостатки устраняются. 7.3. Техническое обслуживание компрессоров7.3.1. Ежесменно выполняются следующие работы: – осмотр компрессоров, запорной и предохранительной арматуры газопроводов, КИП и автоматики с целью выявления неисправностей; – контроль за утечками СУГ в сальниках компрессоров, арматуры, газопроводах; – очистка компрессоров и КИП от пыли и загрязнений, проверка наличия и исправности заземления, креплений и состояния фундаментов; – контроль за отсутствием вибрации и посторонних шумов, температурой охлаждающей воды. Температура воды не должна превышать 35°С во избежание быстрого образования осадка минеральных солей на стенках рубашки цилиндра компрессора. Подача охлаждающей воды в перегретый компрессор не допускается, так как это приведет к заеданию поршня и разрыву цилиндра; – проверка исправности доступных для осмотра движущих частей; – контроль за исправным состоянием и правильным положением запорной арматуры и предохранительных клапанов; – контроль за работой компрессора; – отключение неисправных элементов технологической системы; – проверка защиты клиновидных ремней передач для привода от попадания на них масла, воды и других веществ, отрицательно влияющих на их прочность и передачу усилий, соответствия требованиям ГОСТ 12.1.018 по статической искробезопасности; – проверка правильности показания манометра (проверять не реже одного раза в сутки путем кратковременного выключения с помощью трехходового крана, при этом стрелка манометра должна остановиться на «0»); – контроль по манометру за давлением и по термометру за температурой СУГ на линии всасывания и нагнетания. При резком повышении давления или при увеличении давления выше допустимого уровня компрессор должен быть остановлен. Давление СУГ в нагнетательном газопроводе не должно превышать давления конденсации паров СУГ при температуре нагнетания и быть выше 1,6 МПа; – контроль за уровнем конденсата в отделителе жидкости и своевременный слив его в резервуар для слива неиспарившихся остатков; – контроль за уровнем масла в картере по указателю уровня, за давлением по манометру, а также за температурой и чистотой масла; – контроль за нормальным охлаждением подшипников, сальников, цилиндров компрессора не реже 1 раза в час. Не допускается перегрев подшипников выше 60°С; – проверка работы сальников. Нормальная работа сальника характеризуется незначительным пропуском масла по валу (не более одной капли в течение 3 мин). 7.3.2. При выявлении неисправностей в процессе работы компрессора следует отключить его и силами персонала выполнить следующие работы: – при повышении температуры на линии нагнетания следует осмотреть клапаны и заменить пластину; разобрать, осмотреть и настроить предохранительный клапан и заменить прокладки; спрессовать гильзы, заменить прокладки под гильзами или под всасывающим клапаном; промыть всасывающий фильтр; – при понижении давления масла проверить маслопровод; подложить шайбу под пружину клапана; промыть фильтры. 7.3.3. Причинами повышенного нагрева частей, вибрации и появления стука в работающем компрессоре могут служить: – недостаточная подача масла или его загрязнение; – длительная работа через байпас; – загрязнение водяной рубашки компрессора отложениями; – плохо пригнанные, не приработанные подшипники или сальники; – нарушение зеркальной поверхности цилиндров; – разрыв пластин в нагнетательном или всасывающем клапанах; – ослабление затяжки шатунных болтов; – предельный износ подшипников и поршневых пальцев; – ослабление соединения маховика компрессора с валом; – поломка всасывающего клапана; – ослабление буферной пружины; – прекращение поступления смазки на трущиеся детали; – попадание капель СУГ в компрессор. 7.3.4. В случаях появления стука его устраняет эксплуатационно-ремонтный персонал с участием обслуживающего персонала, при этом следует: – увеличить толщину прокладки под гильзой, подтянуть гайки на корпусе всасывающего или нагнетательного клапанов и застопорить их; – проверить высоту подъема всасывающего клапана и заменить пластину; – заменить изношенные вкладыши нижней головки шатунов; – проверить натяг буферных пружин и заменить ослабленные пружины; – проверить, затянуть и застопорить шатунные болты. 7.3.5. При останове компрессора из-за попадания в него капель СУГ следует быстро закрыть задвижку на всасывающей линии и продуть ее паровой фазой СУГ, после чего произвести пуск компрессора заново. При прекращении поступления смазки на трущиеся детали следует добавить масло или прочистить фильтр и масляный насос, если они засорены. 7.3.6. При обслуживании компрессоров особое внимание уделяется их смазке и состоянию трущихся частей. Нормальный уровень масла в картере компрессора - 3/4 масломерного стекла. Избыточное давление масла в маслопроводе и давление масла в картере должно соответствовать инструкции по эксплуатации завода-изготовителя. 7.3.7. Для нормальной работы масляной системы необходимо регулярно прочищать масляный фильтр. Перед заливкой масла картер следует тщательно очищать от грязи. 7.3.8. Замена масла в масляной системе компрессора производится в сроки, указанные в паспорте на компрессор. 7.3.9. Смазку компрессоров можно производить только смазочными маслами, предусмотренными заводской инструкцией. 7.3.10. Смазочное масло должно храниться в специальных бачках с крышками и ручками или расфасованным в специальной таре в количестве не более суточной потребности. 7.3.11. При техническом обслуживании компрессора ежемесячно, кроме работ, проводимых при ежесменном обслуживании, проводятся следующие работы: – осмотр охлаждающей рубашки компрессора и очистка ее от осадков или накипи (при необходимости). Осадки и ил удаляются при помощи содового раствора (одна часть соды на три части воды). Компрессор останавливают, сливают воду, заполняют рубашку очищающим раствором и через 8-12 ч полости тщательно промывают водой. Накипь удаляют таким же образом, но для очистки берут водный раствор соляной кислоты (одна часть соляной кислоты на три части воды). – подтяжка болтов. 7.4. Текущий и капитальный ремонты компрессоров7.4.1. Текущий ремонт компрессора производится в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя, но не позднее, чем через 5000 ч работы компрессора. 7.4.2. При текущем ремонте компрессора, кроме работ, производимых при техническом обслуживании, выполняются следующие работы: – вскрытие крышек цилиндров, очистка цилиндров, поршней от нагара, частичная замена поршневых колец, проверка износа поршневых колец, поршней, штоков, цилиндров; – проверка шеек коленчатого вала на конусность и эллипсность, при необходимости их проточка и шлифовка; – проверка состояния и при необходимости шабровка подшипников нижней головки шатуна; – проверка и при необходимости замена роликовых подшипников; – регулировка «вредных пространств» и зазоров между сопрягаемыми частями с доведением их до размеров, предусмотренных инструкцией завода-изготовителя; – ремонт маслоподачи, чистка и промывка картера, полная замена масла, перенабивка и ремонт сальников и предсальников; – замена резиновых уплотнений и паронитовых прокладок; – ремонт или замена запорной арматуры и предохранительных клапанов; – проверка и ремонт всех болтовых соединений, их шплинтовка; – ремонт или замена всасывающих и нагнетательных клапанов; – осмотр и проверка электрооборудования. 7.4.3. Капитальный ремонт производится в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя, но не реже, чем через 27000 ч работы компрессора. 7.5. Пуск и останов насосов7.5.1. Пуск насоса производится согласно инструкции завода-изготовителя, при этом перед пуском насоса необходимо: – выполнить операции, указанные в подразделе 7.2; – провернуть вручную ротор насоса; – открыть вентиль на всасывающей линии насоса (вентиль на нагнетающем трубопроводе должен быть закрыт); – залить насос жидкой фазой СУГ, открыть вентиль на байпасе; – включить электродвигатель; – открыть вентиль на нагнетательном газопроводе и следить за показанием манометра; – по достижении требуемого напора на нагнетании закрыть вентиль на байпасе. 7.5.2. Немедленный останов насоса производится в следующих случаях: – при утечке СУГ в какой-либо части насоса и неисправной запорной арматуре; – при вибрации насоса или при характерном стуке; – при повышении температуры торцового уплотнения или электродвигателя; – при выходе из строя элементов насоса; – при выходе из строя подшипников и сальниковых уплотнений; – при выходе из строя электропривода пусковой арматуры; – при выходе из строя КИП и невозможности замены их на работающем оборудовании; – при аварии; – при повышении или понижении установленного паспортом давления во всасывающем и нагнетательном газопроводах; – при перегрузке двигателя; – при внезапном падении напора на нагнетании более чем на 10%; – при отклонении рабочих параметров от предельно допустимых и при несрабатывании в этом случае блокировок системы автоматизации. 7.5.3. Останов насоса производится согласно инструкции завода-изготовителя, при этом для останова насоса необходимо: – отключить электродвигатель; – открыть задвижку на байпасе; – закрыть задвижку на нагнетательном трубопроводе; – закрыть задвижку на всасывающей линии насоса, а также все задвижки и вентили, которые были открыты во время работы насоса. 7.6. Техническое обслуживание насосов7.6.1. Ежесменно выполняются следующие работы: – осмотр насосов, запорной и предохранительной арматуры, газопроводов, КИП и автоматики с целью выявления неисправностей; – контроль за работой насоса; – контроль за температурой электродвигателя, подшипников и торцевого уплотнения; – контроль за утечками СУГ в сальниках, торцевых уплотнениях насоса, арматуре, газопроводах; – контроль по манометру за давлением на всасывающей и нагнетательной линиях; – проверка герметичности торцевого уплотнения и фланцевых соединений с арматурой; – контроль за отсутствием вибрации и посторонних шумов (стуков); – очистка насосов и КИП от пыли и загрязнений, проверка наличия и исправности заземлений, креплений и состоянием фундаментов; – контроль за исправным состоянием и правильным положением запорной арматуры и предохранительных клапанов; – отключение неисправных элементов технологической системы; – контроль правильности показаний манометров (проверять не реже одного раза в сутки путем кратковременного выключения с помощью трехходового крана, при этом стрелка манометра должна остановиться на «0»); –за защитой клиноременных передач для привода насоса от попадания на них масла, воды и других веществ, отрицательно влияющих на прочность и передачу усилий и за соответствием требованиям ГОСТ 12.1.018 по статической искробезопасности. 7.6.2. Причинами срыва работы насоса может быть резкое падение давления на всасывающей линии насоса, вызванное: – при большой производительности насоса, когда увеличиваются скорости движения жидкости, и в подающем к насосу трубопроводе происходит падение давления и вскипание жидкости; – при малой производительности насоса вследствие усиленного парообразования жидкости в насосе, вызванного резким повышением температуры из-за внутренних потерь тепла. Во избежание срыва работы насоса при большой производительности следует повышать давление на всасывающей линии созданием избыточного давления в резервуаре на 0,1-0,2 МПа выше упругости паров перекачиваемого газа путем нагнетания паров компрессором. При этом давление в резервуаре не должно превышать расчетное давление. 7.6.3. Срыв работы насоса при их малой производительности предотвращается частичным открытием задвижки на байпасе. 7.6.4. В процессе работы насоса следует отключать его при обнаружении вышеуказанных неисправностей и силами персонала выполнить следующие работы: – при отказе запуска электродвигателя в работу следует заменить предохранители, устранить неисправности в кабеле и его соединениях; – при отсутствии всасывания насоса следует остановить насос и залить его жидкой фазой СУГ полностью, при необходимости, приоткрыть вентиль на сбросном трубопроводе; – проверить состояние фильтра на всасывании, очистить или заменить его, увеличить давление СУГ в расходном резервуаре; – при недостаточном напоре следует прикрыть задвижку на нагнетательной или обводной линии; – при нарушении уплотнений и утечке СУГ следует отрегулировать давление на входе в насос, заменить торцовое уплотнение и резиновые кольца; – при появлении вибрации и отдельных стуков следует проверить работу насоса, произвести подтяжку креплений агрегатов и трубопровода, устранить механические повреждения. 7.6.5. Техническое обслуживание насоса производится ремонтно-эксплуатационным персоналом: – через 300 часов - осмотр, очистка от грязи, добавка смазки; – через 2000 часов - осмотр и замена при необходимости колец торцового уплотнения, добавка смазки, осмотр и промывка фильтра. 7.7. Текущий и капитальный ремонты насосов7.7.1. Текущий и капитальный ремонт насоса должен производиться регулярно в сроки, предусмотренные графиками ремонтов, но не реже: текущий ремонт - через 3500 часов, капитальный - через 6500 часов работы насоса. 7.7.2. При текущем ремонте насоса, кроме работ, производимых при техническом обслуживании, выполняются следующие: – осмотр и проверка электрооборудования; – извлечение ротора и осмотр внутренних поверхностей корпуса; – ремонт или частичная замена дисков; – шлифовка шеек вала, его правка (при необходимости); – замена уплотнительных колец; – балансировка ротора (при необходимости); – замена прокладок; – ремонт, перенабивка и замена сальниковых уплотнений; – замена подшипников (при необходимости); – ремонт и замена запорной арматуры и предохранительных клапанов; – ремонт и замена болтовых соединений и их шплинтовка. << назад / в начало / вперед >> 26 Февраля 2013 г. |
||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
![]() |