Выбор региона: Россия
![]() ![]() |
|
||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|
ПНГ - альтернативное топливо для автомобилей.По мере роста нефтяных цен все более напряженным становится поиск альтернативных видов топлива для автомобилей. Передовые страны соревнуются в совершенствовании электромобилей, все сильнее разбавляют бензин биоэтанолом, разрабатывают водородные двигатели. Россия тем временем продолжает сжигать в факелах самое доступное в наших условиях альтернативное топливо — попутный нефтяной газ (ПНГ). Правда, в последние годы под давлением со стороны государства энергетические компании значительно уменьшили процент сжигания газа. Так что нефтяники вынуждены тушить факелы и находить хозяйственное применение ПНГ. Его используют для получения электричества и тепла, закачивают в нефтяные пласты для повышения давления или перерабатывают в пропано-бутановую смесь, которая используется в качестве автомобильного топлива . Инвестиции нефтяных компаний в эффективное использование попутного газа в 2010–2015 гг. достигнут 300 млрд руб. и составят порядка 10% от суммарных инвестиций в добычу нефти. Например, «Газпром» объявил о намерении направить на развитие программы утилизации ПНГ 24 млрд руб. в связи с растущими объемами добычи этого ископаемого (в ближайшие годы только на ямальских месторождениях «Газпрома» добыча попутного нефтяного газа увеличится с 2 млрд до 6 млрд кубометров в год). При этом представители концерна подчеркнули низкую экономическую эффективность этой программы. Серьезно заинтересовать нефтяников в переработке ПНГ может активная газификация автопарка. Вообще, на газе автомобили ездят давно — с 30-х годов прошлого века. Но более-менее заметной доля таких машин стала в последние десятилетия, на фоне участившихся нефтяных кризисов. А в XXI в. традиционных лидеров «автогазовой» индустрии — Италию, США и Россию — обогнали Китай, Индия, Бразилия, Иран и даже Пакистан. Сейчас основная часть «газомобилей» (более 15 млн) использует пропан-бутан, а остальные работают на сжатом метане. Доля последних постепенно увеличивается, что объясняется большей энергетической эффективностью метана и, соответственно, большей экономией его использования, а также лучшими экологическими характеристиками. Годовой оборот пропан-бутана составляет 34 млн тонн условного топлива, а метана — 23 млн тонн и растет опережающими темпами. Однако и у пропан-бутана есть несомненное преимущество: под него можно «заточить» практически любой автомобиль, установив оборудование стоимостью в несколько сотен долларов. Метановое оборудование более требовательно и стоит уже несколько тысяч. Ну, а другим достоинством пропан-бутана применительно к нашей стране является наличие больших запасов ПНГ, который служит сырьем для его получения. К сожалению, до последнего времени российский автопром не мог похвастаться серийными «газомобилями». Только в прошлом году Горьковский автозавод наладил производство газобаллонных «ГАЗелей»: их было выпущено около тысячи двухсот, и в этом году предполагается выпустить около 4 тысяч. «КамАЗ» стал первой российской компанией, разработавшей газовый двигатель, а «АвтоВАЗ» недавно представил публике бензиново-метановую «Лада Приора — CNG». В общем, газ потихоньку проникает даже в наш консервативный автопром, а значит, за газомобилями — будущее. 16 Августа 2011 г. |
||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
![]() |