Борьба трубопроводов. В период существования СССР единая трубопроводная система обеспечивала бесперебойные поставки голубого топлива на европейский рынок. С распадом СССР Украина стала собственником магистральных трубопроводов. Вопросы, связанные с управлением газотранспортной системой (ГТС) Украины и поставками газа из России, оказали огромное влияние на российско-украинские отношения. Споры о стоимости ГТС, которую еще только предстоит оценить, идут до сих пор: правительство(стоимость трубы около 20 млрд. долл.) не может договориться с оппозицией( оценивающей ГТС в 80-120 млрд. долл.).
Киев стремится продемонстрировать "бесценность" трубы, используемой для прокачки российского газа. Между тем, по разным оценкам, при нынешнем состоянии украинской ГТС степень износа оборудования составляет порядка 60%. Магистральные газопроводы, газоперекачивающее оборудование и механизмы, обеспечивающие работу подземных хранилищ газа, нуждаются в техническом переоснащении. Это требует значительных инвестиций, которыми Украина не располагает. В Украине верят, что средства на модернизацию ГТС выделит ЕС. Однако, европейцы ограничиваются политической поддержкой планов реконструкции украинской трубы и не спешат инвестировать в ГТС Украины.
Выходом может стать привлечение стратегических инвесторов и передача трубы в управление. Несмотря на отсутствие готовности Украины к компромиссам, Россия продолжает переговоры( начавшиеся еще в 2002г) с Киевом о создании газотранспортного консорциума, поскольку его создание отвечает российским интересам. Ведь консорциум позволит "Газпрому" получить контроль над украинскими газохранилищами, которые являются важной составляющей всей трубопроводной инфраструктуры.При этом будет установлен контроль над транзитными мощностями, что снизит вероятность реализации альтернативных проектов трубопроводов, инициируемых ЕС и США. Наконец, доступ к украинской трубе сделает Россию практически безальтернативным поставщиком газа в европейские страны.
16 Февраля 2012 г.
|