наверх
Заказать обратный звонок

МЕНЮ

8-800-200-0358
 
  Газовое
оборудование
   Оборудование
для сжиженных
углеводородных
газов
    Резервуары
и технологическое оборудование
    Котельное
оборудование
 
 
 
 
 

Новости

Газпром переработка начала отгрузки СУГ для автотранспорта с завода в Уренгое

На Уренгойском заводе по подготовке конденсата к транспорту (Новоуренгойский ЗПКТ) запущена новая схема отгрузки товарной продукции: пропан-бутан автомобильный (ПБА) реализуется с использованием мощностей наливной автомобильной эстакады Уренгойской газонаполнительной станции завода.
18 Апреля 2024 г.

Рынок СУГ: новые реалии 2024

Неправомерные ограничения затронули российские сжиженные углеводородные газы. Российским компаниям в течение 2024 года предстоит найти новые направления сбыта
28 Марта 2024 г.

Справочник. Оборудование для сжиженных углеводородных газов. Полная электронная версия.

В книге дано описание более 2000 образцов различных приборов и оборудования, применяемых в системах для сжиженных углеводородных газов...
13 Февраля 2024 г.

Статьи

Особенности изготовления и монтажа сферических резервуаров для хранения сжиженного газа

Сферические резервуары, или как их еще называют шаровые резервуары, являются наиболее удобной формой для хранения сжиженного газа при высоких давлениях (до 2,0 МПа) и больших объемов
18 Января 2024 г.

Криогенные резервуары

Это цилиндрические резервуары (вертикальные или горизонтальные) объемом до 250 м3 и сферические ― объемом 1440 м3.
15 Декабря 2023 г.

СУГ в качестве резервного топлива котельных

Получение синтетического природного газа SNG и сжиженного углеводородного газа СУГ при помощи смесительных установок Metan для резервного газоснабжения котельных
12 Февраля 2023 г.

ГОСТы и СНиПы

ТУ 4859-004-12261875-2013. Насосно-счетная установка Vortex. Технические условия


08 Июня 2017 г.

Газы углеводородные сжиженные топливные. ГОСТ Р 52087-2003


26 Апреля 2017 г.

ВНТП 51-1-88 Ведомственные нормы на проектирование установок по производству и хранению сжиженного природного газа, изотермических хранилищ и газозаправочных станций (временные)


20 Февраля 2017 г.

Фотогалерея

Изготовление и отгрузка двух подземных резервуаров под СУГ

Изготовление и отгрузка двух подземных резервуаров под СУГ


18 Марта 2024 г.

Отгрузка наземной емкости для СУГ в Ростовскую область

Отгрузка наземной емкости для СУГ в Ростовскую область


15 Марта 2024 г.

Комплексная поставка оборудования для автономного газоснабжения СУГ

Комплексная поставка оборудования для автономного газоснабжения СУГ


19 Декабря 2023 г.

 
Версия для печати

7. Эксплуатация насосов и компрессоров, перекачивающих СУГ

7.1. Общие указания

7.1.1. В помещении насосно-компрессорного отделения или у насосов и компрессоров, установленных на открытой площадке, на видном месте вывешиваются:

– производственная инструкция;

– инструкция по технике безопасности;

– схема отключения арматуры при возможных авариях (снаружи здания и внутри);

– план локализации и ликвидации аварий;

– план эвакуации людей при аварии;

– схема обвязки компрессоров и насосов и соединение их с резервуарами базы хранения СУГ, железнодорожной эстакадой, наполнительным отделением, колонками для наполнения и слива газа из автоцистерн и заправки газобаллонных автомобилей. Кроме этого, инструкции выдаются обслуживающему персоналу.

7.1.2. При эксплуатации насосно-компрессорного оборудования осуществляются следующие производственные операции:

– слив-налив СУГ из железнодорожных цистерн;

– подача СУГ из резервуаров базы хранения на наполнение баллонов, автоцистерн и заправку газобаллонных автомобилей;

– внутрибазовые перекачки СУГ.

7.1.3. Эксплуатация насосов и компрессоров допускается при температурах окружающего воздуха, указанных в эксплуатационных документах.

7.1.4. Персонал насосно-компрессорного отделения непосредственно подчиняется мастеру участка слива-налива и выполняет его указания и распоряжения.

7.1.5. Персонал насосно-компрессорного отделения в период работы должен поддерживать связь с персоналом сливной эстакады, базы хранения СУГ и наполнительного отделения.

7.1.6. Перед пуском насосно-компрессорного оборудования с местного щита управления персоналом отдается предупредительный сигнал персоналу участка слива-налива о его пуске и только после получения ответного сигнала, подтверждающего их готовность и разрешающего пуск, включаются двигатели насосов и компрессоров.

Непосредственно перед пуском включается предупредительный сигнал для обслуживающего персонала. Запрещается работа насосов и компрессоров при неисправной или выключенной вентиляции или электроэнергии, при наличии в помещении концентрации газа, превышающей 10 % нижнего концентрационного предела взрываемости.

7.1.7. Персонал насосно-компрессорного отделения следит за герметичностью компрессоров и насосов, арматуры и газопроводов. Утечки СУГ в сальниках компрессоров, задвижек, в торцовых уплотнениях насосов и в соединениях газопроводов немедленно устраняются, для чего компрессоры и насосы должны быть остановлены.

7.1.8. После останова оборудования из-за нагрева деталей и узлов, сильных механических и гидравлических ударов, из-за внезапной сильной перегрузки, аварии и других случаев неполадок запрещается пускать оборудование без проверки состояния соответствующих узлов и деталей, подвергшихся перегрузке.

После останова компрессора или насоса запорная арматура на всасывающей и нагнетательной линиях закрывается.

7.1.9. Аварийный останов насосно-компрессорного оборудования должен быть осуществлен немедленно без разгрузки оборудования. После аварийного останова необходимо немедленно закрыть запорную арматуру на газопроводах, соединяющих оборудование с коллекторами и сбросить давление по всей системе.

7.1.10. При переключении с работающего компрессора или насоса на резервный проверяется правильность открытия соответствующих задвижек и подготовленность резервного компрессора или насоса к пуску.

7.1.11. Вывод компрессоров и насосов из рабочего режима в резерв производится согласно производственной инструкции.

7.1.12. Техническое обслуживание компрессоров и насосов осуществляется ежесменно (во время работы) персоналом отделения и ежемесячно эксплуатационно-ремонтным персоналом под руководством и при непосредственном участии мастера участка слива-налива и обслуживающего персонала.

7.1.13. Текущий ремонт насосно-компрессорного оборудования включает в себя операции технического обслуживания, а также частичную разборку оборудования с ремонтом и заменой быстроизнашивающихся частей и деталей.

7.1.14. Текущий ремонт насосов и компрессоров насосно-компрессорного отделения производится при условии строгого соблюдения правил техники безопасности: пол и фундамент должны застилаться резиновыми ковриками, всасывающие и нагнетательные газопроводы должны быть заглушены, насос или компрессор дегазирован, работы производить обмедненным инструментом. Ремонтная бригада должна быть специально проинструктирована о поведении в условиях работающего насосно-компрессорного отделения.

7.1.15. При остановах на ремонт насосно-компрессорного оборудования отключение от действующих газопроводов осуществляется путем установки заглушек в соответствии с технологической схемой, работа остальных компрессоров и насосов прекращается.

7.1.16. В случае появления неисправностей до наступления срока ремонта по графику производится внеплановый ремонт.

После ремонта и монтажа компрессор или насос обкатывается вхолостую и испытывается герметичность воздухом или инертным газом при рабочем давлении.

После устранения обнаруженных неплотностей компрессор или насос снова заполняется воздухом и оставляется под рабочим давлением на 12 ч. За этот период давление не должно снизиться более предусмотренного нормативной документацией.

7.2. Пуск и останов компрессоров

7.2.1. Перед пуском компрессора необходимо:

– проверить температуру воздуха в помещении, которая должна быть не ниже 10°С (при использовании компрессора с водяным охлаждением);

– за 15 минут до начала работы включить вентиляцию и проверить степень загазованности помещения;

– выяснить (по журналу) причины предыдущего останова компрессора, если останов произошел вследствие какой-либо неисправности, убедиться, что эта неисправность устранена;

– проверить исправность и герметичность оборудования, арматуры и газопроводов СУГ;

– проверить исправность предохранительных клапанов, а также пусковых и заземляющих устройств;

– проверить исправность манометров;

– проверить наличие и исправность ограждений;

– убедиться в отсутствии посторонних предметов, мешающих работе;

– проверить и подтянуть фундаментные болты;

– провернуть вручную коленчатый вал;

– проверить наличие масла в картере;

– пустить воду в охлаждающую рубашку;

– убедиться, что вентили на всасывающем и нагнетательном патрубках компрессора закрыты, после чего открыть задвижки на нагнетательном и всасывающем коллекторах гребенки;

– включить электродвигатель.

7.2.2. Пуск компрессора производится согласно инструкции завода-изготовителя и производственной инструкции.

7.2.3. После включения электродвигателя компрессора необходимо:

– убедиться в правильном вращении вала;

– открыть вентиль на обводной линии (байпас);

– при достижении нормальной частоты вращения открыть вентиль на нагнетательном патрубке компрессора, быстро закрыть вентиль на байпасе и медленно открыть вентиль на всасывающем патрубке компрессора.

Запрещается эксплуатировать оборудование насосно-компрессорного отделения при выявлении несоответствия требованиям, указанным в п. 7.2.1.

7.2.4. Причинами немедленного останова компрессора могут служить:

– повышение температуры на нагнетательной линии;

– появление стука и вибрации, повышение температуры частей компрессора или электродвигателя;

– при попадании в компрессор капель СУГ;

– при снижении или превышении нормального уровня масла или понижении давления масла, повышение температуры масла;

– при срабатывании автоматической блокировки;

– при внезапном падении напора на всасывающей или нагнетательной линии более, чем на 10% или при резком повышении давления на линиях всасывания и нагнетания;

– при выходе из строя электропривода пусковой арматуры;

– при выходе из строя КИП и невозможности замены их на работающем оборудовании;

– при аварии;

– при выходе из строя элементов компрессора;

– при утечке СУГ в какой-либо части компрессора и неисправной арматуре.

7.2.5. Для останова компрессора необходимо:

– отключить электродвигатель компрессора;

– закрыть запорный вентиль на всасывающем патрубке компрессора;

– после прекращения вращения вала закрыть запорный вентиль на нагнетательном патрубке компрессора;

– прекратить подачу воды в охлаждающую рубашку;

– закрыть краны на всасывающем и нагнетательном коллекторах гребенки;

– при длительном останове компрессора слить воду из охлаждающей рубашки.

Обнаруженные недостатки устраняются.

7.3. Техническое обслуживание компрессоров

7.3.1. Ежесменно выполняются следующие работы:

– осмотр компрессоров, запорной и предохранительной арматуры газопроводов, КИП и автоматики с целью выявления неисправностей;

– контроль за утечками СУГ в сальниках компрессоров, арматуры, газопроводах;

– очистка компрессоров и КИП от пыли и загрязнений, проверка наличия и исправности заземления, креплений и состояния фундаментов;

– контроль за отсутствием вибрации и посторонних шумов, температурой охлаждающей воды. Температура воды не должна превышать 35°С во избежание быстрого образования осадка минеральных солей на стенках рубашки цилиндра компрессора. Подача охлаждающей воды в перегретый компрессор не допускается, так как это приведет к заеданию поршня и разрыву цилиндра;

– проверка исправности доступных для осмотра движущих частей;

– контроль за исправным состоянием и правильным положением запорной арматуры и предохранительных клапанов;

– контроль за работой компрессора;

– отключение неисправных элементов технологической системы;

– проверка защиты клиновидных ремней передач для привода от попадания на них масла, воды и других веществ, отрицательно влияющих на их прочность и передачу усилий, соответствия требованиям ГОСТ 12.1.018 по статической искробезопасности;

– проверка правильности показания манометра (проверять не реже одного раза в сутки путем кратковременного выключения с помощью трехходового крана, при этом стрелка манометра должна остановиться на «0»);

– контроль по манометру за давлением и по термометру за температурой СУГ на линии всасывания и нагнетания. При резком повышении давления или при увеличении давления выше допустимого уровня компрессор должен быть остановлен. Давление СУГ в нагнетательном газопроводе не должно превышать давления конденсации паров СУГ при температуре нагнетания и быть выше 1,6 МПа;

– контроль за уровнем конденсата в отделителе жидкости и своевременный слив его в резервуар для слива неиспарившихся остатков;

– контроль за уровнем масла в картере по указателю уровня, за давлением по манометру, а также за температурой и чистотой масла;

– контроль за нормальным охлаждением подшипников, сальников, цилиндров компрессора не реже 1 раза в час. Не допускается перегрев подшипников выше 60°С;

– проверка работы сальников. Нормальная работа сальника характеризуется незначительным пропуском масла по валу (не более одной капли в течение 3 мин).

7.3.2. При выявлении неисправностей в процессе работы компрессора следует отключить его и силами персонала выполнить следующие работы:

– при повышении температуры на линии нагнетания следует осмотреть клапаны и заменить пластину; разобрать, осмотреть и настроить предохранительный клапан и заменить прокладки; спрессовать гильзы, заменить прокладки под гильзами или под всасывающим клапаном; промыть всасывающий фильтр;

– при понижении давления масла проверить маслопровод; подложить шайбу под пружину клапана; промыть фильтры.

7.3.3. Причинами повышенного нагрева частей, вибрации и появления стука в работающем компрессоре могут служить:

– недостаточная подача масла или его загрязнение;

– длительная работа через байпас;

– загрязнение водяной рубашки компрессора отложениями;

– плохо пригнанные, не приработанные подшипники или сальники;

– нарушение зеркальной поверхности цилиндров;

– разрыв пластин в нагнетательном или всасывающем клапанах;

– ослабление затяжки шатунных болтов;

– предельный износ подшипников и поршневых пальцев;

– ослабление соединения маховика компрессора с валом;

– поломка всасывающего клапана;

– ослабление буферной пружины;

– прекращение поступления смазки на трущиеся детали;

– попадание капель СУГ в компрессор.

7.3.4. В случаях появления стука его устраняет эксплуатационно-ремонтный персонал с участием обслуживающего персонала, при этом следует:

– увеличить толщину прокладки под гильзой, подтянуть гайки на корпусе всасывающего или нагнетательного клапанов и застопорить их;

– проверить высоту подъема всасывающего клапана и заменить пластину;

– заменить изношенные вкладыши нижней головки шатунов;

– проверить натяг буферных пружин и заменить ослабленные пружины;

– проверить, затянуть и застопорить шатунные болты.

7.3.5. При останове компрессора из-за попадания в него капель СУГ следует быстро закрыть задвижку на всасывающей линии и продуть ее паровой фазой СУГ, после чего произвести пуск компрессора заново. При прекращении поступления смазки на трущиеся детали следует добавить масло или прочистить фильтр и масляный насос, если они засорены.

7.3.6. При обслуживании компрессоров особое внимание уделяется их смазке и состоянию трущихся частей. Нормальный уровень масла в картере компрессора - 3/4 масломерного стекла. Избыточное давление масла в маслопроводе и давление масла в картере должно соответствовать инструкции по эксплуатации завода-изготовителя.

7.3.7. Для нормальной работы масляной системы необходимо регулярно прочищать масляный фильтр. Перед заливкой масла картер следует тщательно очищать от грязи.

7.3.8. Замена масла в масляной системе компрессора производится в сроки, указанные в паспорте на компрессор.

7.3.9. Смазку компрессоров можно производить только смазочными маслами, предусмотренными заводской инструкцией.

7.3.10. Смазочное масло должно храниться в специальных бачках с крышками и ручками или расфасованным в специальной таре в количестве не более суточной потребности.

7.3.11. При техническом обслуживании компрессора ежемесячно, кроме работ, проводимых при ежесменном обслуживании, проводятся следующие работы:

– осмотр охлаждающей рубашки компрессора и очистка ее от осадков или накипи (при необходимости).

Осадки и ил удаляются при помощи содового раствора (одна часть соды на три части воды). Компрессор останавливают, сливают воду, заполняют рубашку очищающим раствором и через 8-12 ч полости тщательно промывают водой. Накипь удаляют таким же образом, но для очистки берут водный раствор соляной кислоты (одна часть соляной кислоты на три части воды).

– подтяжка болтов.

7.4. Текущий и капитальный ремонты компрессоров

7.4.1. Текущий ремонт компрессора производится в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя, но не позднее, чем через 5000 ч работы компрессора.

7.4.2. При текущем ремонте компрессора, кроме работ, производимых при техническом обслуживании, выполняются следующие работы:

– вскрытие крышек цилиндров, очистка цилиндров, поршней от нагара, частичная замена поршневых колец, проверка износа поршневых колец, поршней, штоков, цилиндров;

– проверка шеек коленчатого вала на конусность и эллипсность, при необходимости их проточка и шлифовка;

– проверка состояния и при необходимости шабровка подшипников нижней головки шатуна;

– проверка и при необходимости замена роликовых подшипников;

– регулировка «вредных пространств» и зазоров между сопрягаемыми частями с доведением их до размеров, предусмотренных инструкцией завода-изготовителя;

– ремонт маслоподачи, чистка и промывка картера, полная замена масла, перенабивка и ремонт сальников и предсальников;

– замена резиновых уплотнений и паронитовых прокладок;

– ремонт или замена запорной арматуры и предохранительных клапанов;

– проверка и ремонт всех болтовых соединений, их шплинтовка;

– ремонт или замена всасывающих и нагнетательных клапанов;

– осмотр и проверка электрооборудования.

7.4.3. Капитальный ремонт производится в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода-изготовителя, но не реже, чем через 27000 ч работы компрессора.

7.5. Пуск и останов насосов

7.5.1. Пуск насоса производится согласно инструкции завода-изготовителя, при этом перед пуском насоса необходимо:

– выполнить операции, указанные в подразделе 7.2;

– провернуть вручную ротор насоса;

– открыть вентиль на всасывающей линии насоса (вентиль на нагнетающем трубопроводе должен быть закрыт);

– залить насос жидкой фазой СУГ, открыть вентиль на байпасе;

– включить электродвигатель;

– открыть вентиль на нагнетательном газопроводе и следить за показанием манометра;

– по достижении требуемого напора на нагнетании закрыть вентиль на байпасе.

7.5.2. Немедленный останов насоса производится в следующих случаях:

– при утечке СУГ в какой-либо части насоса и неисправной запорной арматуре;

– при вибрации насоса или при характерном стуке;

– при повышении температуры торцового уплотнения или электродвигателя;

– при выходе из строя элементов насоса;

– при выходе из строя подшипников и сальниковых уплотнений;

– при выходе из строя электропривода пусковой арматуры;

– при выходе из строя КИП и невозможности замены их на работающем оборудовании;

– при аварии;

– при повышении или понижении установленного паспортом давления во всасывающем и нагнетательном газопроводах;

– при перегрузке двигателя;

– при внезапном падении напора на нагнетании более чем на 10%;

– при отклонении рабочих параметров от предельно допустимых и при несрабатывании в этом случае блокировок системы автоматизации.

7.5.3. Останов насоса производится согласно инструкции завода-изготовителя, при этом для останова насоса необходимо:

– отключить электродвигатель;

– открыть задвижку на байпасе;

– закрыть задвижку на нагнетательном трубопроводе;

– закрыть задвижку на всасывающей линии насоса, а также все задвижки и вентили, которые были открыты во время работы насоса.

7.6. Техническое обслуживание насосов

7.6.1. Ежесменно выполняются следующие работы:

– осмотр насосов, запорной и предохранительной арматуры, газопроводов, КИП и автоматики с целью выявления неисправностей;

– контроль за работой насоса;

– контроль за температурой электродвигателя, подшипников и торцевого уплотнения;

– контроль за утечками СУГ в сальниках, торцевых уплотнениях насоса, арматуре, газопроводах;

– контроль по манометру за давлением на всасывающей и нагнетательной линиях;

– проверка герметичности торцевого уплотнения и фланцевых соединений с арматурой;

– контроль за отсутствием вибрации и посторонних шумов (стуков);

– очистка насосов и КИП от пыли и загрязнений, проверка наличия и исправности заземлений, креплений и состоянием фундаментов;

– контроль за исправным состоянием и правильным положением запорной арматуры и предохранительных клапанов;

– отключение неисправных элементов технологической системы;

– контроль правильности показаний манометров (проверять не реже одного раза в сутки путем кратковременного выключения с помощью трехходового крана, при этом стрелка манометра должна остановиться на «0»);

–за защитой клиноременных передач для привода насоса от попадания на них масла, воды и других веществ, отрицательно влияющих на прочность и передачу усилий и за соответствием требованиям ГОСТ 12.1.018 по статической искробезопасности.

7.6.2. Причинами срыва работы насоса может быть резкое падение давления на всасывающей линии насоса, вызванное:

– при большой производительности насоса, когда увеличиваются скорости движения жидкости, и в подающем к насосу трубопроводе происходит падение давления и вскипание жидкости;

– при малой производительности насоса вследствие усиленного парообразования жидкости в насосе, вызванного резким повышением температуры из-за внутренних потерь тепла.

Во избежание срыва работы насоса при большой производительности следует повышать давление на всасывающей линии созданием избыточного давления в резервуаре на 0,1-0,2 МПа выше упругости паров перекачиваемого газа путем нагнетания паров компрессором. При этом давление в резервуаре не должно превышать расчетное давление.

7.6.3. Срыв работы насоса при их малой производительности предотвращается частичным открытием задвижки на байпасе.

7.6.4. В процессе работы насоса следует отключать его при обнаружении вышеуказанных неисправностей и силами персонала выполнить следующие работы:

– при отказе запуска электродвигателя в работу следует заменить предохранители, устранить неисправности в кабеле и его соединениях;

– при отсутствии всасывания насоса следует остановить насос и залить его жидкой фазой СУГ полностью, при необходимости, приоткрыть вентиль на сбросном трубопроводе;

– проверить состояние фильтра на всасывании, очистить или заменить его, увеличить давление СУГ в расходном резервуаре;

– при недостаточном напоре следует прикрыть задвижку на нагнетательной или обводной линии;

– при нарушении уплотнений и утечке СУГ следует отрегулировать давление на входе в насос, заменить торцовое уплотнение и резиновые кольца;

– при появлении вибрации и отдельных стуков следует проверить работу насоса, произвести подтяжку креплений агрегатов и трубопровода, устранить механические повреждения.

7.6.5. Техническое обслуживание насоса производится ремонтно-эксплуатационным персоналом:

– через 300 часов - осмотр, очистка от грязи, добавка смазки;

– через 2000 часов - осмотр и замена при необходимости колец торцового уплотнения, добавка смазки, осмотр и промывка фильтра.

7.7. Текущий и капитальный ремонты насосов

7.7.1. Текущий и капитальный ремонт насоса должен производиться регулярно в сроки, предусмотренные графиками ремонтов, но не реже: текущий ремонт - через 3500 часов, капитальный - через 6500 часов работы насоса.

7.7.2. При текущем ремонте насоса, кроме работ, производимых при техническом обслуживании, выполняются следующие:

– осмотр и проверка электрооборудования;

– извлечение ротора и осмотр внутренних поверхностей корпуса;

– ремонт или частичная замена дисков;

– шлифовка шеек вала, его правка (при необходимости);

– замена уплотнительных колец;

– балансировка ротора (при необходимости);

– замена прокладок;

– ремонт, перенабивка и замена сальниковых уплотнений;

– замена подшипников (при необходимости);

– ремонт и замена запорной арматуры и предохранительных клапанов;

– ремонт и замена болтовых соединений и их шплинтовка.

<< назад / в начало / вперед >>

26 Февраля 2013 г.